- 5 -

Псковский музей-заповедник.

Выставка "Господин Псков".

История древнего Пскова и Псковской земли в археологических коллекциях музея.

2019 год.

 

1. Урны погребальные лепные из курганных могильников, VIII-X века.
2. Урны погребальные раннегончарные орнаментированные, Х век.
3. Сосуд, XI век.

Урны погребальные, VIII-X века.

Погребальные урны предназначались для погребения человека в кургане после сожжения по языческому обряду. Часто в урнах находят сопровождающий инвентарь – ножи, украшения, детали одежды и т. д.

Выставка "Господин Псков"-46.

Ювелирные мастерские средневекового Пскова.

Археологическими раскопками в культурном слое Пскова открыты многочисленные дворы с ювелирными мастерскими, на территории которых найден кузнечный и литейный инструментарий ремесленников, сырьевой металл, полуфабрикаты и заготовки изделий, и, конечно, готовые украшения.

Древняя Русь собственных цветных металлов не имела и получала сырьё из рудников Германии, Швеции, Чехии, Волжской Болгарии в виде слитков металла, мотков проволоки, а также пластин – лома сосудов.

Длительный период ключевую роль в торговле цветными металлами на Балтике играл Готланд. Приток медного сырья на Северо-Запад был вызван ростом активности Готланда в восточноевропейской торговле. К рубежу XI-XII столетий относится возникновение Готского двора в Новгороде. Готланд оставался главным посредником в торговле металлами до конца XII столетия. С XIII в. ведущую роль играет Любек, а с XIV в. она переходит в руки Ганзейского союза.

Псковские мастера не испытывали недостатка в сырьевом металле практически ни в какой период времени, что оказало своё влияние на сложение местных ювелирных традиций. В арсенале ремесленников были приёмы горячей и холодной обработки цветного металла, литьё в составных формах «навыплеск» и литьё с использованием восковых моделей-посредников. Ювелиры умело использовали визуальные свойства различных сплавов на основе меди для имитации изделий из драгоценных металлов и многие другие секреты мастерства.

В Псковском музее хранится одна из самых больших коллекций каменный литейных форм для разнообразных изделий, среди которых не только украшения, но и более массивные, сложные изделия – накладки на рукоять и наконечники ножен меча, оконные решётки. Наибольшее количество форм и другого инструментария встречено в слоях XII-XIV вв., когда ремесленники перешли от изготовления индивидуального заказа к удовлетворению широкого рыночного спроса.

Каменные литейные формы предназначались либо непосредственно для отливки изделий из свинцово-оловянистых сплавов, либо для изготовления восковых моделей. Модели оттискивались в глиняной форме, в которой затем уже отливались бронзовые изделия, отлить которые в камне было нельзя из-за высокой температуры плавления.

 

Ювелирные изделия из цветного металла, XI-XIV вв.

Ювелирные изделия из цветного металла, XI-XIV века.

 

16, 18. Браслеты пластинчатые орнаментированные загнутоконечные.

Браслет пластинчатый орнаментированный загнутоконечный.


Браслет пластинчатый орнаментированный загнутоконечный.

 

17. Браслет кручёный с раскованными концами с циркульным орнаментом.

Браслет кручёный с раскованными концами с циркульным орнаментом.

 

21. Браслет плетёный, обвитый проволокой на концах.

Браслет плетёный, обвитый проволокой на концах.

 

Выставка "Господин Псков"-53.

 

33. Фибула подковообразная ложновитая спиралеконечная.
34, 35. Фибулы подковообразные дротовые спиралеконечные.

Фибула подковообразная ложновитая спиралеконечная. Фибулы подковообразные дротовые спиралеконечные.

 

Выставка "Господин Псков"-54.

 

1 2 3 4 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

 

ПСКОВ

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: